Из архива

Сложности и простота. 
Такие новшества, введенные в китайский Дзэн впоследствии, как коан, мондо, беседа по методу Дзэн, рассказ или стихотворение и нанесение ударов ученику учителем усложнили и затруднили понимание этого учения в основном потому, что изложение теории и подробные практические указания считались ненужными. Вместо словесного ответа учитель часто награждал ученика пинком. Несмотря на эффективность и быструю результативность этого метода, Дзэн, естественно, не мог не вызывать недоумения у посторонних наблюдателей. Есть краткое меткое определение китайского Дзэн и тибетской Махамудры: “Дзэн – это эзотерическая Махамудра, а Махамудра – это экзотерический Дзэн”.
В отличие от Махамудры, поздний Дзэн не дает ученикам “карты”2. Они должны начинать поиск “впотьмах”, полностью полагаясь только на учителя, и затем внезапно достичь озарения. В Махамудре, однако, руководство осуществляется шаг за шагом до достижения конечной цели, и поэтому Махамудра ближе к индийской традиции, легче и безопаснее, хотя в отличие от Дзэн озарение на первых ступенях может не быть таким же ярким, сильным и внезапным, и абсолютно иррациональным.
Несомненно, Дзэн наделяет большими способностями и приносит свободу – желанное освобождение, в то время как практика Махамудры сопряжена с опасностью в том случае, если ученик привержен только чистому космическому сознанию.
— Умер правильно. Смерть.

Смерть правильная.
Почувствовав, что пришло время уходить, Бокудзю — один самых известных Мастеров дзэн — собрал своих учеников и объявил им о своём намерении. А после этого сказал:
— Вы все хорошо знаете меня. И вам известно, что всю свою жизнь я ничего ни за кем не повторял. Сейчас мне нужен ваш совет. Знаете ли вы какой-нибудь необычный способ ухода из жизни?
Один ученик предложил:
— Мастер, может быть, вы умрёте в позе лотоса?
Но тут другие ученики заворчали:
— Многие мудрецы умирали в позе лотоса, это совсем не ново и совсем не оригинально.
Другой ученик сказал:
— Ну, вы можете умереть стоя.
Они обсуждали это так, словно это была игра. И кто-то вновь возразил:
— Нет, были и такие, которые умирали стоя. Это тоже будет повторением.
Тогда кто-то предложил:
— Тогда остается только одно — умереть, стоя на голове. Думаю, что такого ещё никто не делал.
Тут Бокудзю улыбнулся и сказал:
— Вот это мне подходит. Прощайте, друзья мои!
После этого он встал на голову и умер.
Ученики оторопели. Всё произошло так неожиданно, так быстро. Они думали: «И что делать с телом, которое стоит на голове? Наш Мастер такой чудак… Мог бы сказать нам, что теперь следует делать» . Так они сидели в растерянности, пока кто-то не нашёл выход.
— Послушайте, его старшая сестра монахиня живёт в женском монастыре неподалёку. Давайте лучше позовем её, а то мы можем сделать что-нибудь не так. А будет очень нехорошо, если мы сделаем что-то не так с нашим Мастером.
Двое учеников стремглав кинулись за сестрой Бокудзю. Это была его старшая сестра. Она пришла в большом гневе, закричав с самого порога:
— Он всю свою жизнь был хулиганом, и никогда не вёл себя как нормальный человек. Но я никогда не думала, что он и умирать будет по-хулигански. Это уже слишком. Где он?
Ученики расступились перед нею, и, подойдя к стоящему на голове телу, монахиня сказала:
— Бокудзю, ты идиот! Ты стал просветлённым, но не забросил свои выходки. Опускайся, ложись на кровать, и умирай как все нормальные люди.
Бокудзю пришлось подчиниться: ведь нужно слушаться свою старшую сестру. Ученики не верили своим глазам! Они же проверяли — он не дышал, и сердце его не билось! Бокудзю опустился, лёг на кровать и сказал своей сестре:
— Ну, хорошо, можешь идти, не беспокойся. Я умру, как положено.
Сестра ушла, и он тут же умер, как положено. Ученики снова проверили. Всё было по-прежнему — ни дыхания, ни пульса.

Голос эволюции.
Сказал Отец сыну: Пойди и возьми себе то, что не есть ты и что не принадлежит тебе, но принадлежит Мне. Считай это своим и ищи причину его появления. Думай, что это – ты сам. Так ты откроешь мир наваждения, мир глубокой иллюзии, мир обмана. Тогда ты познаешь, что взял не то, к чему должна стремиться душа.
И в каждом цикле в момент обмана и стяжательства, ты будешь слышать голос. Повинуйся ему. Это голос того в тебе, что слышит Мой голос, голос, не слышимый теми, кто любит красть.
Снова и снова слышится веление: «Верни похищенное добро. Знай – оно не для тебя».
Через гораздо большие периоды голос будет звучать так: «Возврати заимствованное добро; верни свой долг».
Когда же все уроки пройдены, голос раздается вновь: «Отдай с радостью то, что было Моим и было твоим и теперь принадлежит нам обоим. Ты больше не нуждаешься в форме. Будь свободен».


*
Путь заблуждения.

Однажды от реки было наводнение. Две травинки плыли в реке. Одна из травинок повернулась поперёк реки. Она пыталась остановить течение реки. На громко кричала, что не позволит реке течь дальше. Но, несмотря на это, воды стремительно неслись вперёд. Травинка продолжала кричать, что непременно остановит наводнение. Однако, она не смогла сделать этого. Река совершенно не замечала её усилий. Да и как её присутствие или отсутствие могло повлиять на реку? Но для травинки это было очень важно. Её жизнь была в опасности. Её просто сносило течением. Независимо от её цели назначения, лишь неимоверными усилиями ей суждено было достичь своей цели. При этом период течения этого времени был наполнен печалью, страданиями и борьбой.
С другой стороны, другая травинка была полностью предана течению. Она лежала на воде ровно вдоль по течению реки. Она плыла в том направлении, куда текла река. Ей казалось, что она указывает направление реке, что она помогает ей течь. Она решила, что поможет реке достичь океана. Впрочем, река не замечала её присутствия. Присутствие или отсутствие той травинки абсолютно не влияло на реку. Река просто продолжала течь.
Невозможно знать желание заблуждения. Однако, можно действительно слиться воедино с ним. А затем желания личности заглушаются. Остаётся только желание заблуждение.
Чтобы пройти оставшийся путь, обязательно придётся принять множество решений.
*
Голос Безмолвия.

Да внемлет Душа твоя каждому крику страдания, подобно священному лотосу, обнажающему сердце свое, чтобы упиться лучами утреннего Солнца.
Не допускай, чтобы палящее Солнце осушило хоть единую слезу страдания, прежде чем ты сам не утрёшь её с очей скорбящего.
И да ниспадёт каждая жгучая слеза человеческая в глубину твоего сердца, и да пребудет она там; не удаляй её, пока не устранится печаль, её родившая.
О ты, сердце которого полно милосердия, знай, что эти слёзы – струи, орошающие поля бессмертного сострадания.

Паруса
На корабле был продавец обезьян. На досуге он научил их подражать морякам, как те распускали паруса. Но поднялась буря, моряки бросились убирать снасти. Обезьяны же, зная лишь, как распускать, шли следом и натягивали снасти. Корабль погиб, ибо учитель предвидел лишь ясную погоду.
Так сказал Будда, обновитель Лотоса жизни.

Миларепа
Учитель Миларепа часто беседовал с животными. Около его уединения гнездились пчелы, созидали города муравьи, залетали попугаи и обезьяна садилась подобно Учителю.
Учитель сказал муравьям: “Пахари и созидатели, никто вас не знает, но вы возносите высокие общины”.
Сказал пчелам: “Собирайте мед знания и образов лучших. Никто не
прервет сладкий труд ваш”.
Заметил попугаю: “По крику твоему вижу, что собрался быть судьей и проповедником”.
И погрозил резвой обезьяне: “Ты разрушила муравьиные строения и похитила чужой мед. Может быть, решилась стать правителем?”

Отшельник
Три мыши приблизились к отшельнику, привлеченные его недвижностью.
Он сказал каждой из них: “Ты поселилась в муке. Хотя запасов ее хватит на весь род твой, но от того ты не стала добрее.
Ты избрала местожительство в книгах и перегрызла немало их, но не стала образованнее.
Ты поместилась среди священных предметов, но не стала возвышеннее.
Право, мыши, вы можете стать людьми. Как люди, вы посрамляете данные сокровища”.
Три льва пришли к отшельнику. Он сказал каждому: “Ты только что умертвил путника, спешившего к семье.
Ты похитил единственную овцу у слепой.
Ты уничтожил коня у вестника важного.
Можете, львы, стать людьми. Наденьте страшную гриву и начните войну. Не удивляйтесь, что люди окажутся более жестокими, нежели вы”.
Три голубя прилетели к отшельнику. Он сказал каждому: “Ты клевал чужое зерно и счел его своим.
Ты вытащил целебное растение и почитаешься священной птицей.
Ты прилепился к чужому храму и во имя суеверия заставил кормить себя.
Право, голуби, пора вам стать людьми. Суеверие и ханжество славно прокормят вас”.

Пастух
Пастух увидел человека под деревом, сидящего в размышлении. Он сел рядом и пытался задуматься, подражая человеку.
Он начал пересчитывать – своих баранов и мысленно взвешивать выгоду руна их.
Оба сидели молча. Наконец пастух спросил: “Господин, о чем думаешь ты?” Тот сказал: “О Боге”.
Пастух спросил: “Знаешь ли, о чем думал я?”
“Тоже о Боге”.
“Ошибаешься, о выгоде продажи руна”.
“Истинно, тоже о Боге. Только Моему Богу нечего продавать, твой же Бог должен сперва сходить на базар. Но, может быть, он на пути встретит разбойника, который поможет обратиться ему к этому дереву”. Так говорил Гаутама.

Сходите на базар. Удумайте скорее, чтобы вернуться.

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии