Ум

Ум – инструмент Души,  с помощью которого она познаёт низшие измерения. Ум так устроен, что служит как телескопом, приводящим смотрящего в соприкосновение с Макрокосмом, так и микроскопом, приводящим его в соприкосновение с мельчайшими частицами Микрокосма.

Вы, учёные, изучили физическую природу и вы добились посредством законов природы чудесных результатов — двигатели сгорания, электричество, компьютеры и т. д.; в течение двадцати тысяч лет или более мы изучали умственные силы; мы открыли их законы и достигли, заставляя их действовать в одиночку или в соединении с материей, феноменов ещё более удивительных, чем ваши.

Обуздание активности читты , или ума. Стремящийся к объединению личности и души должен сделать две вещи:
1. Добиться контроля над «изменчивой психической природой»;
2. Воспрепятствовать уму принимать многочисленные формы, что он с такой легкостью делает. Обычно их называют «разновидностями мыслящего принципа».

Манас, или ум, активизирующий принцип читты , или вещества ума, это пятый принцип, и как всё в природе, он проявляется как двойственность. Эту двойственность составляют:
1. Низший конкретный ум, демонстрирующийся в активности ментального тела;
2. Абстрактный ум, демонстрирующийся как низший аспект Эго.
В микрокосме, человеке, эта двойственность становится тремя разновидностями пятого принципа на ментальном плане, и в них мы имеем в миниатюре картину макрокосмического проявления. Эти три разновидности таковы:
1. Ментальный постоянный атом, низший аспект духовной Триады, или Души;
2. Эгоическое тело, каузальное тело, или Карана Шарира;
3. Ментальное тело, высший аспект низшего личностного «я».

Само ментальное тело имеет пять разновидностей, или активностей, являясь отражением, или соответствием, пятого принципа, как он проявляется на пятом плане, ментальном. Эти разновидности являются низшей тенью манаса (или ума в микрокосмическом проявлении), а ум этот есть отражение Махата (универсального ума), или ума, проявляющегося в макрокосме. Это великая тайна, но она откроется только тому человеку, который подчинит своей воле пять разновидностей низшего ума, который благодаря непривязанности к низшему отождествит себя с высшим и тем самым разрешит тайну «Макары» и вступит на Путь Кумар. Здесь кроется намёк для более продвинутых учеников.
Пять  разновидностей (виды активности) ума следующие: правильное знание, неправильное знание, фантазия, пассивность (сон) и память.

Мир Ума населен шестью группами Богов (шестью группами Эго с их шестью Лучами, шестью подлучами Единого синтетического Луча, который очевидно подразумевается). Это Сыны Ума, Агнишватты, и они изображаются как сущности, которые:
1. Исполняют свои желания и, следовательно, побуждаются желанием к воплощению;
2. Наделены властью над атомами и другими силами и, следовательно, способны создавать собственные проводники для воплощения;
3. Живут для земного опыта и, следовательно, в воплощении на протяжении мирового периода;
4. Прекрасны для взора, так как сыновья Божьи светлы, сияют и полны красоты;
5. Пребывают в блаженстве Любви, так как Любовь является свойством Души, и все Сыны Божьи, Сыны Ума, раскрывают Любовь Отца;
6. Обладают собственными телами, «не созданными родителями», и тела эти упоминаются Св. Павлом как «дом нерукотворенный, вечный на небесах».

Ум, великое шестое чувство, которое может использоваться тремя способами. Хотя для большинства людей он имеет всего лишь один способ использования.
Его первый и наиболее общий способ использования заключается в собирании информации о производимых контактах и передаче её Эго, или Познающему, по существу, тем же способом, каким нервная система телеграфирует мозгу о своих внешних контактах. Именно такое использование ума вызывает в основном появление чувства личности, которое начинает постепенно ослабевать, как только становятся возможны другие способы применения шестого чувства.
Второй способ использования ума – тот, который осуществляется первыми пятью средствами Йоги, – это способность передавать в мозг мысли, желания и волю Эго, или Души. Это приносит в личностное «я» на физическом плане распознавание Реальности, и чувство отождествления с «не-я» неуклонно ослабевает.
Третий способ использования ума проявляется тогда, когда Душа использует его как орган видения, благодаря чему достигается контакт с самой Душой и знание её царства. Это осуществляется с помощью последних трёх средств Йоги.
Следует подчеркнуть, что указанный факт является особенно важным. Если стремящийся будет считать своей непосредственной задачей развитие и полное использование шестого чувства и помнить три цели, для которых оно предназначено, он совершит быстрый прогресс, чувство личности исчезнет и наступит отождествление с Душой. Чувство это является одной из величайших оков, что держат в плену сынов человеческих. Вот что имеют в виду, когда говорят: «Руби дерево на корню».

Над пятью чувствами доминирует шестое, а именно – ум, и всё сознание и способность восприятия стремящегося синтезируются в голове, обращаясь вовнутрь и вверх. В результате психическая природа подчиняется и ментальный план становится полем человеческой активности.

Существует  большая путаница в результате нашей современной тенденции обожествлять ум и считать его единственным важным фактором. Восточная наука приходит  на помощь, сообщая, что позади ума находится Мыслитель, позади восприятия – Воспринимающий, а позади объекта наблюдения – Тот, кто наблюдает. Этот Воспринимающий, Мыслитель и Наблюдатель, и есть бессмертное, вечное Эго, Душа в созерцании.

«Ум колеблется, о Кришна; он беспокоен, порывист и могуч. По-моему, его так же трудно удержать, как и ветер.
Несомненно, … рассеянный ум трудно удержать, но им можно овладеть посредством упорной практики.
Когда твоя душа выберется из леса заблуждений, ты более не будешь озабочен тем, чему учили или чему учат.
Не привязанная к традиционному учению, твоя душа будет стоять твердо; утвердившись в видении души, ты достигнешь объединения с ней».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *