Медитация.

\\психологика потери концентрации
Женский процессор остановил сервер… ты, говорит, подожди, прекрати поток этих слов, потому что я пустила свой поток в другую ветку, ты сбиваешь мой ритм.
– Хорошо, – сказал сервер, переключаясь в режим ожидания, – но, в следующий раз, перед тем, как твоя мысль уплывает с точки совместной концентрации на скоростной лодке, ты сразу скажи, что ты поехала покататься в иные места пространства, чтобы я зря не тратил на тебя энергию, не сыпал семена в линию, которые провалятся в пустоту.
– Я же в этот момент вообще тебя не слышу, как я тебе могу что-то сказать? То есть, я уже уплыла.
– Но ты, когда на газ ещё не надавила, в самом начале оборачивайся и, махая ручкой, сообщай, что уплываешь.
\\
Мы центрируемся в уме, стремясь подчинить его нашей воле.
Именно в этот момент мы сталкиваемся с проблемой. Ум отказывается принять форму избранной нами мысли и устремляется в обычную погоню за всем чем угодно. Мы начинаем думать о том, что нам предстоит сделать в течение дня, и вместо того, чтобы сосредоточиться на нашей “исходной мысли”, или ”мысли-семени”, мы вспоминаем о тех, с кем нам непременно надо встретиться, или о каком-нибудь деле, требующем нашего внимания; мы начинаем размышлять о тех, кого любим, сразу же погружаемся в мир эмоций и вынуждены заново начинать свою работу. Мы заново сосредотачиваемся на своей мысли и успешно это де-лаем в течение полминуты, а затем вспоминаем о предстоящей встрече, о работе, которую кто-то должен сделать для нас, и опять оказываемся в мире ментальных реакций, забыв об избранном нами направлении мышления. Мы ещё раз собираем свои разбросанные мысли и продолжаем усердно подчинять себе свой непокорный своенравный ум.

\\Куда деть тело и положить ноги?
Найдя время и место, сядем в удобное кресло и начнём медитировать. Здесь возникает вопрос: как следует сидеть? Надо ли сидеть скрестив ноги, опуститься на колени, просто сидеть или стоять? Всегда предпочтительно самое удобное, естественное для вас положение. Поза со скрещенными ногами была и остается основной на Востоке. Существует огромное количество книг, описывающих разные позы; этих поз насчитывается около восьмидесяти. Тем не менее, то обстоятельство, что так делалось в прошлом на Востоке, вовсе не означает, что в настоящее время это лучший образ действия для нас в современном обществе. Все эти позы – наследие тех дней, когда нашу расу воспитывали психологическими и эмоциональными методами, подобно тому как мы воспитываем своих детей, ставя их в угол и уговаривая их вести себя спокойно. Некоторые из этих поз связаны также с воздействием на нервную систему и на ту внутреннюю, тонкоматериальную нервную структуру, которую индийцы называют нади и которая составляет эфирную основу хорошо изученной академиками нервной системы.
Проблема, связанная с этими позами, состоит в том, что они приводят к двум довольно неприятным последствиям. Во-первых, они побуждают человека сосредотачивать сознание на механике процесса, а не на поставленной цели, во-вторых, они нередко приводят к появлению упоительного чувства превосходства, коренящегося в нашей склонности делать что-то, на что не способно большинство и что выделяет нас как знатоков дела. Мы сосредотачиваемся на формальном аспекте медитации, вместо того чтобы сосредоточиться на Создателе всех форм; мы оказываемся занятыми «не-Я», вместо того чтобы заняться своим «Я». Поэтому выберем такую позу, которая позволит нам с максимальной легкостью забыть о нашем физическом теле. Для западного человека это, скорее всего, сидячая поза. Основное требование к ней состоит в том, чтобы сидеть прямо, чтобы позвоночник образовывал прямую линию, чтобы сидеть расслабленно, без какого-либо напряжения в теле, со слегка опущенным подбородком, чтобы снять напряжение в основании шеи. Многие люди медитируют сидя, с плотно закрытыми глазами и глядя в потолок, как если бы душа находилась где-то наверху. Они выглядят так, как будто проглотили кочергу, их зубы часто плотно сжаты (наверное, для того, чтобы не упустить какого-нибудь вдохновенного сообщения, которое должно сойти на них из души). Всё тело при этом напряжено и зажато. Они удивляются, что не достигают ничего, кроме усталости и головной боли. Удаление сознания из каналов органов чувств не влечёт за собой перемещения крови из тела в голову или неконтролируемого ускорения нервных реакций. Медитация – это внутренний акт, который может быть успешен только тогда, когда тело расслаблено, правильно приведено в состояние устойчивости и когда потом о нём вообще за-бывают.
Руки должны покоиться на коленях, а ноги должны быть скрещены. Если западные ученые правы, утверждая, что тело человека на самом деле является электрической батареей, то правы и их восточные собратья, которые говорят, что в медитации происходит замыкание положительной и отрицательной энергий и что это производит свет в голове. Поэтому целесообразно замыкать цепь.

\\как дышать?
Добившись ощущения физического комфорта и релаксации и удалив сознание из физического тела, мы обращаем внимание на своё дыхание и убеждаемся в том, что оно спокойное, ровное и ритмичное. Здесь я хотела бы сделать предупреждение относительно дыхательных упражнений – всем, за исключением тех, кто уже посвятил годы правильной медитации и очищению своей телесной природы. При отсутствии опыта и чистоты использование дыхательных упражнений влечёт за собой вполне реальную опасность. Сейчас существует немало школ, обучающих дыхательным упражнениям, есть также немало пропагандистов дыхания как средства духовного развития. Однако этот подход не имеет ничего общего с духовным развитием и в основном связан с физическим развитием, причём такая практика приводит к многочисленным осложнениям и опасностям. В частности, с помощью дыхательных упражнений можно стать ясновидящим или яснослышащим, но в случае отсутствия истинного понимания процесса или правильного контроля над “изменчивой психической природой” со стороны ума возможно лишь неестественное, насильственное вхождение в новую область феноменов. При этом происходит развитие способностей, совершенно не поддающихся контролю, и в этом случае человек нередко обнаруживает, что не способен избавиться от звуков и видений, которые он научился воспринимать. Будучи беспомощным в попытке избежать как физических, так и психических контактов, он разрывается в двух направлениях, не находя покоя. Физические звуки и зрительные образы принадлежат к его естественной области восприятия и производят впечатление на его органы чувств нормальным образом, но он беспомощен перед воздействиями психического мира с его собственными звуковыми и зрительными образами; он не может просто закрыть глаза и изолировать себя от нежелательного психического окружения.

Помощь после неразборчивого следования рекомендациям тех, кто учит дыхательным упражнениям:
многие из пострадавших пребывают в отчаянии и нередко находятся в плачевном психическом состоянии. Некоторым из них можно помочь. Те немногие, с которыми уже невозможно ничего поделать, кончают жизнь в сумасшедших домах и лечебницах для психически больных, и причиной большинства таких случаев неконтролируемых психических расстройств являются дыхательные упражнения.

\\правила по технике безопасности
В древних учениях Востока упражнения по контролю за дыханием разрешались только после того, как первые три из так называемых “средств объединения” были в той или иной мере освоены на практике. Эти “средства” следующие. Во-первых, пять заповедей, то есть непричинение вреда, правдивость в отношении всех существ, недопущение воровства, распущенности и алчности. Во-вторых, пять правил: внешняя и внутренняя чистота, смирение, огненное устремление, духовное чтение и преданность. В-третьих, правильная уравновешенность. Когда человек не причиняет вреда мыслью, словом или действием, когда он бескорыстен и знает смысл уравновешенности, как эмоциональной, так и физической, тогда он действительно может безопасно практиковать дыхательные упражнения под соответствующим руководством. Но даже в этом случае ему удастся только объединить витальные энергии тела и стать сознательным психиком, что может иметь смысл и цель, в случае если он считает себя исследователем-экспериментатором.
Неспособность соблюсти некоторые предварительные требования довела до беды многих достойных исследователей. Слабому эмоциональному человеку опасно заниматься дыхательными упражнениями с целью ускорить своё развитие, и каждый учитель, пытающийся преподавать эти упражнения большим группам людей, что нередко случается, создаёт проблемы и себе, и своим последователям. В древности наставники очень редко принимали учеников для этой формы обучения, и то в качестве дополнения к такой подготовке, которая приводила к определенному контакту с душой, с тем чтобы душа могла направлять пробуждённые дыханием энергии на достижение собственных целей и служения миру.
Поэтому мы просто убедимся, что наше дыхание спокойное и регулярное, и затем полностью удалим наши мысли от тела и начнём работу над концентрацией.

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии